Лекция 1. Использование наглядных пособий и современного учебного оборудования на занятиях по первой помощи

 

Для закрепления изучаемого материала на занятиях по первой помощи желательно использовать наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, слайды).

Использование наглядных пособий помогает:

– повысить интерес к занятию;

– улучшить запоминание материала;

– систематизировать пройденный материал.

Средства наглядности включают в себя:

– печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, плакаты, раздаточный материал и др.);

– экранные средства (фильмы, слайды и др.).

Использование наглядных средств:

– рационализирует формы изложения информации;

– повышает степень наглядности, конкретизирует понятия, явления, события;

– организует и направляет восприятие;

– создает эмоциональное отношение к познавательной информации;

– усиливает интерес учащихся к заданной теме;

– является средством повторения, обобщения, систематизации знаний;

– иллюстрирует связь теории с практикой;

– создает условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения;

– экономит время, энергию преподавателя и обучающихся за счет уплотнения информации и ускорения темпа.

Однако при использовании наглядных пособий от преподавателя требуется более тщательная подготовка к занятиям. Он должен правильно распределить время между изучением материала и использованием средств наглядности, подобрать соответствующие наглядные материалы, проверить их актуальность. Рекомендуется умеренно использовать наглядные пособия на занятиях, чтобы не перегрузить обучающихся дополнительной информацией.

При этом отсутствие или недостаточное количество наглядных пособий снижает уровень знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала.

На практических занятиях используются элементы симуляционного обучения. Приёмы оказания первой помощи часто выполняются на специальных манекенах, поэтому преподаватель должен быть знаком с их устройством и работой. Перед началом занятия ему необходимо проверить наличие и работоспособность всех манекенов и другого используемого оборудования.

Материально-технические условия проведения занятий по первой помощи приведены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень учебных материалов

Наименования учебных материалов

Единица измерения

Количество

Оборудование

Тренажер-манекен взрослого пострадавшего с контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации

Комплект

1

Тренажер-манекен взрослого пострадавшего без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации

Комплект

1

Тренажер-манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей

Комплект

1

Расходный материал для тренажеров

Комплект

1

Набор имитаторов травм и повреждений

Комплект

1

Расходные материалы

Аптечки первой помощи (автомобильная, для оказания первой помощи работникам)

Комплект

10

Табельные средства для оказания первой помощи: устройства для проведения искусственного дыхания различных моделей, кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства

Комплект

1

Учебно-наглядные пособия

Учебные пособия по первой помощи пострадавшим

Комплект

1

Учебный фильм по первой помощи

шт.

1

Наглядные пособия (слайды, плакаты): способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, оптимальные положения и т.п.

Комплект

1

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

шт.

1

Экран для демонстрации учебных фильмов

шт.

1

Персональный компьютер (ноутбук)

шт.

1

               

Тренажер – манекен предназначен для отработки навыков проведения сердечно – лёгочной реанимации (СЛР) и оказания первой помощи. Тренажер позволяет проконтролировать правильность проведения следующих действий:

- подготовка пострадавшего к проведению реанимационных мероприятий (контролируется придание голове пострадавшего нужного положения и расслабление поясного ремня);

- проведение непрямого массажа сердца (контролируется положение рук, усилие и ритмичность воздействия на грудную клетку пострадавшего во время проведения непрямого массажа сердца);

- проведение искусственной вентиляции легких (контролируется достаточность воздушного потока);

- проведение реанимации пострадавшего одним или двумя спасателями (контролируется корректность действий реанимирующего (реанимирующих) и соблюдение правильной последовательности их выполнения.

Корпус тренажера – манекена изготавливается обычно из высокопрочного пластика с покрытием, имитирующим кожу человека. В конструкции корпуса манекена предусмотрены детали и узлы, имитирующие анатомические ориентиры (имитация грудной клетки, мечевидного отростка грудины и т.д.) для корректного проведения реанимационных мероприятий. В конструкции конечностей манекена предусматриваются шарнирные соединения для обеспечения их сгиба. В голове тренажера – манекена может быть расположена встроенная система звукового сопровождения.

Тренажер может быть оснащен выносным электрическим контроллером с панелью световой индикации.

Меры безопасности при использовании тренажера – манекена:

- не допускать к работе по сборке и разборке оборудования лиц без необходимых знаний и опыта работы с электрическими приборами;

- не допускать попадания жидкости внутрь манекена, на поверхность и внутрь контроллера;

- не оставлять оборудование включенным без присмотра;

- не разбирать подключенное оборудование;

- не проводить какие-либо действия и мероприятия, не связанные с прямым предназначением электрооборудования;

- не использовать оборудование в условиях улицы или во время осадков.

Примерный порядок работы с манекеном – тренажером:

1. Обеспечение правильного положения головы пострадавшего:

- положить кисть на лоб;

- подвести другую кисть под шею и охватить ее пальцами;

- движением первой кисти книзу, второй кверху запрокинуть голову назад, угол запрокидывания при этом должен составлять 15-20°.

Внимание! Чрезмерное усилие при запрокидывании головы может привести к поломке некоторых тренажеров (что соответствует перелому шейного отдела позвоночника у реального человека).

2. Расслабление поясного ремня пострадавшего. Для этого необходимо расстегнуть пояс манекена.

3. Проведение непрямого массажа сердца пострадавшего:

- найти на ощупь конец мечевидного отростка грудины в грудной части манекена;

- расположить руки выше конца мечевидного отростка грудины приблизительно на расстоянии двух диаметров пальцев руки (3÷4 см). Основание ладони одной руки участника оказания первой помощи помещается на середину грудной клетки пострадавшего, вторая рука помещается сверху первой, кисти рук берутся в замок;

- выпрямить руки в локтевых суставах, расположить их вертикально под углом 90° к передней стенке грудной клетки. Глубина продавливания 5 – 6 см. Давление руками на грудину пострадавшего выполняется весом туловища участника оказания первой помощи с частотой 100-120 в минуту.  

Внимание! При проведении непрямого массажа сердца необходимо соблюдать частоту и ритм нажатий.

4. Проведение искусственной вентиляции легких способом «Изо рта в рот»:

- зафиксировать голову манекена в правильном положении;

- расположить гигиеническую лицевую одноразовую салфетку на лицевой части головы манекена;

- большим и указательным пальцами руки зажать нос;

- сделать глубокий вдох, прижать рот ко рту манекена, обеспечить полную герметичность;

- сделать сильный выдох воздуха в рот пострадавшему.

Объем воздуха, получаемый пострадавшим при одном вдохе, должен быть не менее 400 – 500 см3 .

Тренажер можно эксплуатировать в учебно-демонстрационном режиме, который предназначен для демонстрации, изучения и отработки на практике отдельных реанимационных мероприятий, входящих в комплекс сердечно-легочной реанимации.

Режим реанимации одним спасателем применяется для отработки реанимационных мероприятий одним спасателем.

На некоторых тренажерах можно настроить режим реанимации двумя спасателями, когда один из спасателей делает искусственную вентиляцию легких, а затем другой производит компрессионные толчки грудины.

Конкретные правила работы с тренажером подробно описаны в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к оборудованию. Инструктор должен тщательно изучить данное руководство перед началом работы с конкретным тренажером, так как могут иметь место отличия, различные модификации и особенности того или иного оборудования.